Nitro » 22 июн 2011, 06:08
Законопроект, который мы обсуждаем, был внесен в ГД РФ еще в январе 2009 года. Его рассмотрение фактически остановилось в 2010 году после того, как Президент РФ Дмитрий Медведев фактически раскритиковал многие его положения. Дмитрий Анатольевич отметил возникающие коррупционные риски в предлагаемых изменениях. Критика, скажем прямо, во многом была обоснованной.
В течение весны 2011 года работа закипела с новой силой и представители Правительства РФ практически в авральном режиме разрабатывали предложения, концепцию которых обозначил Президент. Как мне кажется, спешить при разработке и принятии законопроектов, которые затрагивают права и законные интересы миллионов граждан РФ, как минимум, недопустимо. Ведь спешка приведет к недоработкам, которые потом могут вылиться в серьезные трудности для граждан.
Но у нас, как правило, если сверху есть приказ, то содержание уходит на второй план, главным становятся сроки.
Стоит отметить, что в Кировской области большинство легковых автомобилей находятся в категории старше 7 лет. Для владельцев таких авто периодичность прохождения ТО остается прежней, в настоящее время автомобилист при официальном прохождении ТО платит госпошлину и платит непосредственно за саму процедуру. В итоге получается около 750 рублей. В соответствие с прогнозами представителей минфина, вышеуказанным автовладельцам придется платить в 4 раза больше!
Из положительных моментов стоит отметить, что автомобили с «возрастом» до 3-ех лет от прохождения технического осмотра полностью освобождены.
Лично мне не совсем понятно, почему и за что мне придется платить в несколько раз больше?
Что касается коррупционных рисков, о которых говорил Президент РФ и которые пыталось минимизировать своими предложениями Правительство РФ, то я считаю, что ничего не изменится. Как продавали, без прохождения технического осмотра, талоны ТО, так и будут продавать, только изменятся места их продажи, лица и стоимость.
В законе прописана норма, которая предусматривает полную материальную ответственность для операторов технического осмотра за последствия ДТП, причиной которого стали не выявленные при техническом осмотре технические неисправности или если они были выявлены, но не занесены в диагностическую карту. Начинание неплохое, но данная норма не будет работать, т.к. причинно-следственную связь практически нереально будет установить да еще и доказать, что в процессе проведения ТО, например полгода назад, специалист мог диагностировать данную неисправность.
Вообще складывается впечатление, что страховщикам стало мало тех прибылей, которые они имеют за счет продажи полисов ОСАГО и они решили пролоббировать в высших эшелонах власти принятие данного закона. Ведь теперь именно страховщики будут определять, кто будет заниматься проведением технического осмотра. Они будут проводить аккредитацию операторов технического осмотра и выдавать аттестаты. Вся эта процедура для оператора технического осмотра платная. По моему мнению, любая деятельность, связанная с выдачей каких-либо разрешений, лицензий и т.п., потенциально коррупционна. Возникают также опасения, что операторы будут негласно регулярно платить некий процент «Российскому союзу автостраховщико» (РСА), чтобы так сказать не потерять право заниматься проведением технического осмотра и, естественно, данные средства будут закладывать в стоимость прохождения ТО.
Стоит также задуматься, для чего нужно обязательное прохождение ТО? Закон гласит, что основной целью является обеспечение безопасности участников дорожного движения, т.е. недопущение неисправного транспортного средства на дорогу.
Обратимся сначала к существующей статистике по ДТП.
В настоящее время на территории Кировской области всего 0,6% ДТП происходят по причине технической неисправности транспортных средств. В США в тех штатах, где полностью отменен транспортный налога процент ДТП из-за технической неисправности автомобилей составляет 0,6% от общего количества ДТП. Как мы видим, от наличия процедуры технического осмотра или его отсутствия процент ДТП, произошедших по причине технической неисправности, не изменяется.
Почему? Да потому, что любой вменяемый человек не выедет на дорогу на транспортном средстве с неисправностями, которые могут привести к ДТП. Как минимум, ценна своя жизнь и жизнь своей семьи. Остальные просто купят талон технического смотра и выедут на дорогу.
Далее, принятый ГД РФ закон гласит о том, что автомобилям до 3-ех лет проходить ТО не нужно. Но, отечественный автомобиль по нашим дорогам и при определенном стиле езды можно привести в ненадлежащее техническое состояние за 1,5-2 года. И авто в таком состоянии вполне легально будет кататься по нашим дорогам. Такие же аналогии можно провести и с более старыми автомобилями периодичность прохождения ТО у которых 1-2 года. Механизмы заложенные в законе, по сути, не решают целей определенных в этом же документе.
Для чего 100% автовладельцев заставлять проходит ТО, если происходит такое малое количество ДТП по причине технической неисправности автомобилей? Ответ прост: государство использует различные методы и каналы отъема средств у граждан. Причем сейчас средства будут поступать не в бюджет нашей страны, а коммерческим организациям. Воистину страховое лобби творит чудеса в нашем законодательстве. Ведь по существу Правительство помогло коммерческим организациям получить дополнительный доход, причем стабильный.
По-моему мнению обязательный технический осмотр средств должен оставаться только для транспортных средств перевозящих опасные грузы, а также для транспортных средств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам и осуществляющих перевозку пассажиров.
Также можно использовать опыт США, где в некоторых штатах автовладельца не обязывают тратить время и деньги на прохождение ТО, а используют другой канал для мотивации автовладельцы содержать свое авто в исправном техническом состоянии! Все просто автомобилист попавший в ДТП по причине технической неисправности своего авто не получает страховку и, соответственно, выплачивает средства на ремонт и своего автомобиля и автомобиля пострадавшего из своего кармана. В этом и есть разница между нашим законодательством по техническому осмотру кто-то пытается сорвать куш с автомобилистов, а кто-то, действительно, решает проблему без дополнительного обременения граждан!