paranoik писал(а):я думал зазоры уменьшаются при нагреве
Там картина сложная очень, поэтому я не зря написал про 10минутную паузу. Во время продолжительной работы ДВС в режиме максимальной мощности зазор выпускного клапана снижается (по данным журнала За Рублем к примеру) аж до 0,02мм. Клапан постоянно омываемый потоком горячего выхлопа значительно горячее остальных деталей ГБЦ, и поэтому сильно вытянут. Через некоторое время после остановки ДВС выпускной клапан остывает до температуры головки - т.е. максимум до 100-105 град. В это время зазор максимальный. Коэффициент теплового расширения алюминиевой башки выше, чем стального клапана, и поэтому клапан "короче" башки. По мере остывания зазор снижается, и становится номинальным при температуре 20 град. Если мотор заморозить ну например до минус 40 - зазор будет значительно меньше номинального.