Формула-1 возвращается в США. В эти выходные на новой трассе в Остине пройдет Гран-при Соединенных Штатов – впервые за последние пять лет. Circuit of the Americas станет десятым автодромом в США, который попробует закрепиться в календаре чемпионата мира. Предыдущие попытки обычно заканчивались неудачей.
На возрожденный Гран-при США уже продано 120 тысяч билетов – и это несмотря на то, что в тот же день состоится финальная гонка сверхпопулярной кузовной серии NASCAR. Организаторы этапа чемпионата мира привлекали болельщиков традиционным для Остина способом – музыкой. В Америке столица штата Техас считается Меккой для любителей всякого рода концертов. Во время уикенда Гран-при в Остине выступят рок-группы Aerosmith и Cheap Trick, рэппер Flo Rida, а также поп-исполнитель Энрике Иглесиас.
Впервые в США для Формулы-1 построили специальную трассу – прежде американцы ограничивались модификациями существующих автодромов или огораживанием городских улиц. Архитектором выступил вездесущий Герман Тильке. Сооружение гоночного комплекса сопровождалось регулярным поиском денег: сначала от бюджетного финансирования открестились в правительстве штата Техас, а потом у организаторов не нашлось средств для оплаты вступительного взноса промоутеру Формулы-1 Берни Экклстоуну.
Бывший гонщик Формулы-1 Марк Зурер о гонках в США:
Людям просто не было интересно, что происходит. По сути, пилотов предоставляли самим себе. Ты берешь такси, говоришь с водителем, и он совершенно не понимает, кто ты. «Формула-1? Где, ты говоришь? В бизнес-центре? И как, нравится?» У американцев нет ни малейшего понятия о том, что такое Формула-1. Большинство думает: «Окей, они там приедут покататься на своих машинках. Почему нет? Мне до этого нет дела». Может быть, в первый раз люди придут. Скажем, из любопытства. Но потом… Я очень надеюсь, что в Остине будет по-другому. Может, мексиканцы помогут? Будем надеяться, что они нелегально проберутся через границу, чтобы поддержать Серхио Переса. Дай бог, чтобы у них получилось.Однако в любом случае повторения катастрофических историй начала 1980-х, скорее всего, удастся избежать. «Мотор» вспомнил пять самых необычных попыток «подружить» чемпионат мира с Соединенными Штатами: от гонки в пустыне до «картодрома» на гигантской парковке.
Марк Зурер: «Там были деньги, и мы должны были их заработать».
В длинном списке поражений Формулы-1 на американской земле должно было быть место хотя бы одной победе. «Лонг-Бич – это другой уровень, намного лучше остальных. Идеальное место для гонки в Америке, ― говорит Зурер. ― Голливудские звезды приезжали на гонку, было много журналистов. Это было очень круто. Я до сих пор думаю, что Формула-1 должна быть там: здесь у команд и пилотов были свои болельщики. А все потому, что в регионе живет много европейцев, которые знают, что такое Формула-1».
«Вы же знаете Берни… Он как всегда захотел много денег. И в итоге организаторы выбрали CART», ― сокрушается Зурер. После восьми лет проведения Гран-при США-Запад превратился в Гран-при Лонг-Бич, а заезжих европейцев сменили герои американского «Индикара». Гонка только выиграла: на трибунах собиралось под 200 тысяч зрителей, а руководство местного чемпионата и не думало требовать заоблачные взносы. Формула-1 проиграла: ни один другой автодром в США не смог создать ту же атмосферу праздника.
Марк Зурер: «Это самое ужасное место, в котором когда-либо бывала Формула-1. И вспоминать не хочется. Они разбросали шины и бетонные блоки на парковке позади отеля. Это невозможно назвать трассой. У меня просто нет слов».
Внутри знаменитого «Дворца Цезаря» (так на русский переводится название «Сизарс Пэлас») были казино и театр, а снаружи ревели моторами гоночные болиды. «Для картинга конфигурация была бы интересной. На самом деле, не было никакой разницы, выпускать туда автомобили Формулы-1 или карты», – так швейцарский пилот охарактеризовал трассу с длинной стартовой прямой и тремя петлями практически идентичной формы.
В неподобающем окружении был один плюс: от зрителей никто не требовал осведомленности о Формуле-1. Постояльцы отеля и завсегдатаи казино восприняли Гран-при как еще один элемент красочного шоу, которым славится Вегас – и не остались разочарованными. При всей несуразности антуража две гонки в «Сизарс Пэлас» получились предельно интересными. К тому же этап в Неваде закрывал сезоны 1981 и 1982: оба раза именно в США определялся новый обладатель чемпионского титула.
Марк Зурер: «Мне нравился Детройт. Посмотреть на гонку приезжали люди из автомобильных компаний, у нас были встречи, мы рассказывали о том, что такое Формула-1. Ты чувствовал, что хоть кому-то в этом месте ты нужен. Еще один плюс: мы жили в отеле рядом с трассой. Это идеальная ситуация: ты просыпаешься, выходишь из номера, спускаешься на лифте и сразу садишься в машину».
Гран-при Детройта стабильно собирал по 60-70 тысяч зрителей. Впрочем, на этом плюсы «города моторов» заканчивались. Организаторы не стали особо стараться и обошлись без здания боксов: участникам предложили расположиться в шатрах под открытым небом. «Паддок был открытым. Все просто приезжали со своими пожитками, как сейчас в GP2, ― рассказывает участник 47 Гран-при Формулы-1 Кристиан Даннер. ― Выгрузились и поехали гоняться. Для меня это не было проблемой, но остальные этого не поняли».
Но в отличие от Монте-Карло, в Мичигане заезд окружал пейзаж криминального Детройта. Изюминкой трассы можно было бы назвать необходимость пересекать трамвайные пути: подобные «фокусы» более характерны для довоенных гонок, чем для соревнований 1980-х. И все же Детройт был не безнадежен. «Окей, в паре мест было слишком тесно, но по большому счету трасса понравилась всем. Если не брать в расчет отсутствие боксов, это был нормальный автодром», ― говорит Зурер.
Трассу проложили в рекреационном комплексе «Фэйр-Парк» на окраине Далласа ― это место всегда притягивало туристов, так что проблем с заполняемостью трибун не возникло. На гонку приехали 90 тысяч американцев, а главным VIP-гостем оказался президент США Джимми Картер. Политик проявил удивительную для американца осведомленность: к примеру, президент без подсказки узнал четырехкратного вице-чемпиона мира Формулы-1 Стирлинга Мосса.
Казалось бы, вот теперь все пойдет на лад. Но первое впечатление испортили… коровы. «Автодром был расположен рядом с огромной фермой, где пасли коров. Испражнения расчистили, но запах стоял на протяжении всего уикенда, ― вспоминает участник злополучной гонки Марк Зурер. ― Они буквально разгребли коровье дерьмо и сказали: «Гоняйтесь». Конечно, пахло скверно, но для меня это не слишком большая проблема. Я сын фермера, так что я чувствовал себя как дома. Страшнее было другое. Стояла невероятная жара».
Гран-при Далласа 1984 года поставил рекорд по температуре, который побил только этап в Бахрейне сезона-2005 ― техасское солнце раскалило воздух до 40 градусов, а асфальт ― до 66. Инженеры шинной компании Goodyear признались, что не фиксировали подобных цифр ни разу за все время своей гоночной программы.
На глазах у президента и 90 тысяч американцев Экклстоун не мог допустить отмены Гран-при ― и гонка рядом с фермой состоялась. Заезд начали в 11 утра, чтобы хотя бы немного спастись от жары. Ближе к финишу обессилевшие организаторы сократили гонку на 10 кругов: в тот момент все были рады, что это испытание наконец закончилось.
Марк Зурер: «На протяжении всего уикенда я не мог отделаться от одной и той же мысли: «Боже мой, неужели это действительно происходит?» Гонка в Далласе никак не соответствовала стандартам Формулы-1. Ни по одному параметру».
С тех пор Формула-1 никогда не возвращалась в Техас. Вплоть до 2012 года.
Кристиан Даннер: «Финикс ― это странное место. Когда нам сказали, что надо туда ехать, мы первым делом побежали смотреть карту: «Черт возьми, где же это?»
Город в пустыне Сонора на юго-западе Соединенных Штатов продержался в расписании три сезона ― все это время пилоты выступали перед пустыми трибунами и при невыносимой жаре. Особенности дорожного полотна доставили участникам немало хлопот: в дебютной гонке до финиша добрались всего шесть пилотов из 24-х. «Трек был немного дикий. Вокруг стены, огромное количество 90-градусных поворотов. И сплошной бетон, ― вспоминает Кристиан Даннер. ― Это одна из типичных американских трасс: они все искусственные. Их просто прокладывают по улицам, расставляя бетонные блоки».
Своеобразное дорожное покрытие заставляло ошибаться даже самых осторожных пилотов. Многократный чемпион мира Ален Прост, получивший прозвище Профессор за свое умение грамотно распределять силы и бережно относиться к машине, в первой же тренировке разбил машину, повредив монокок. Это была первая подобная авария Профессора за шесть лет.
Экс-пилот Формулы-1 Кристиан Даннер о своей лучшей гонке:
Главное было понять, как приспособиться к этой жаре. Я подумал: «Что можно сделать?» – и пришел к заключению, что стоит просто встать с утра пораньше, сесть на велосипед и поехать в пустыню. Это была фантастическая идея! Сотрудница отеля предупредила меня: «Не заезжайте в пустыню дальше, чем на один километр, иначе вы умрете от жары». Это ты мне говоришь, сучка? Я кинул бутылку воды в рюкзак и поехал.Это было круто: только там я по-настоящему понял, как работает тело при высоких температурах. Ты не чувствуешь жары, потеешь, но пот сразу испаряется. Короче, я адаптировался и к гонке был в идеальном состоянии. На свободных заездах у меня сломалась подвеска: машина была дерьмовой, зато сам я был подтянут и свеж. Я понимал, как работать в такую жару – и в итоге не сделал ни одной ошибки. Все вокруг попадали в аварии, а я финишировал четвертым. Я помню эту гонку очень хорошо, потому что это был мой лучший результат в Формуле-1.
Чемпионат мира вернулся в Америку в 2000 году: следующие восемь лет гонка проходила на знаменитой «Старой кирпичнице» в Индианаполисе. Поклонники Формулы-1 съезжались в Индиану со всей страны – на трибунах можно было встретить даже фанатов с Аляски или Гавайев. Увы, когда пришло время продлевать контракт, Берни Экклстоун потребовал с устроителей 30 миллионов долларов за сезон – таких денег у организаторов не было. Спустя пять лет инициативу взяли совсем другие люди. Долго ли продержится Остин?
Источник: Motor.ru